автор текста и фотографий Лузанов вячеслав
Отчет о бердвотчерском туре по Казахстану в августе 2023
7дней, 5 различных биотопов, больше 100 видов птиц
Первая бердвотчерская поездка на юго-восток Казахстана
Мое представление о животном и растительном мире Средней Азии было сформировано еще школьными учебниками географии. Там на нескольких страницах рассказывали о далеких пустынях Азии и об удивительных и необычных видах, населяющих их. Тогда, в детстве, это казалось чем-то недосягаемым и экзотичным. Потом было прочитано множество книг о природе Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. И наконец-то на истечении третьего десятка мне посчастливилось организовать поездку на юг Казахстана, в Алматинскую область. Это была самая настоящая экспедиция с ночевками в палатке в пустыне, в горах Тянь-Шаня, на берегу озера Сорбулак. Были и приключения, и удивительные встречи и открытия. Бесконечные разговоры о птицах и, самое главное, сами птицы в огромном количестве.

Забегая наперед, приведу некоторые цифры. Тур наш длился всего 7 дней, и за это время мы посетили все ключевые биотопы юго-востока Казахстана, встретили больше 100 видов птиц. Точный подсчет, к сожалению, не вели, могу лишь сказать, что я сфотографировал 113 видов, в том числе 25 лайферов.

Бердвотчерский тур в Дагестан в 2024 году
07-12 мая (6 дней)
35.000 р.
р.

Казахстан, без преувеличения, - это рай для бердвотчеров, а Алматинская область - это центр рая. Кажется, что на территории области расположены все ключевые ландшафтные зоны Средней Азии. Тут и высокогорье Тянь-Шаня, и каменистое предгорье, тугайные леса и саксаульники, реки и озера, полупустыни и пустыни. Каждая из этих зон обладает своим уникальным набором видов животных. Конечно, для детального изучения даже одной Алматинской области одной недели не хватит, но мы успели увидеть очень много и практически закрыли весь список из лайф-листа.

Мое знакомство с Казахстаном началось за пару недель до приезда группы. Мы с семьей проехали на машине всю страну с запада на восток. Наше автомобильное путешествие, дороги Казахстана, гостиничный сервис, питание - это темы для отдельной большой статьи, а может, не одной. Сперва мы посетили все основные туристические локации Алматинской области: Чарынский каньон, озера Каинды и два Кольсая, заповедник Алтын-Эмель с его поющим барханом и многое другое. Природа Казахстана великолепна. Конечно, кое-что мне удалось поснимать и до приезда группы, первых лайферов я положил в свою коллекцию с опережением графика. Но тут, в отчете, я не буду отдельно рассказывать об этих встречах, а фотографии прикреплю к другим дням, когда мы уже с группой встретим эти же виды, чтобы не растягивать рассказ.
1 день

В первый день тура, забрав ребят из аэропорта, мы выдвинулись в Конаев. Там к нам должен был присоединиться орнитолог из Томска, знаток местной орнитофауны - Баздырев Андрей. Благодаря Андрею результативность нашей поездки была на порядок выше. В Конаеве мы сделали свои первые наблюдения. Вообще первыми птицами, возможно, даже лайферами, у большинства российских бердвотчеров, приехавших в юго-восточный Казахстан, становятся майна и малая горлица. Это городские птицы, которые в Алматы и других городах встречаются буквально везде, в том числе и в аэропорту. У участников тура это были лайферы, и они побежали их снимать. Я же наснимался майн и горлиц в Турции.

Дальше наша дорога лежала на север - вдоль русла великой реки Или (вдоль этой реки проходил Шелковый путь, а также она является одной из рек Семиречья, исторической области, давшей жизнь многим народам). Первой нашей целью было доехать до туранговых лесов. Туранга - это азиатский родственник нашего тополя. Высокие деревья с рыхлой кроной растут вдоль русел рек и образуют небольшие по площади светлые леса. В турангах обитает целый ряд интересных видов птиц. Это в первую очередь дуплогнездники: белокрылый дятел, буланная совка, бурый голубь, бухарская синица. Так как деревьев на севере Алматинской области немного, каждое дупло тут на вес золота. В саксаульниках, граничащих с турангами, можно встретить саксаульного воробья, тугайного соловья.

В первый день улов у нас был небогатый. Большая часть дня прошла в дороге. От Конаева дорога шла через полупустыни, где из интересных птиц мы увидели только пустынную славку и пустынную каменку. Переехав реку Или, стали высматривать саксаульных воробьев, которые никак не хотели нам попадаться, и в конце концов мы нашли стайку примерно из 20 птиц уже ближе к Желторангы. Но мелкие козявки не захотели фотографироваться, а только заставили побегать за ними по саксаульникам. Несмотря на это, встреча была очень приятная и желанная. Вдоль дороги было много фазанов, сизоворонок, различных жаворонков, сорокопутов, каменок.

После воробьев мы проскочили туранговые рощи, решив в них заехать на следующий день, так как уже темнело. На ночевку остановились в домиках на турбазе в Топаре.
2 день

Первую половину второго дня мы посвятили туранговым рощам. Это очень необычные леса. Довольно большие для пустынной местности деревья растут на приличном раcстоянии друг от друга и практически не имеют подлеска, что делает рощи очень светлыми и хорошо просматривающимися. В жизни местных птиц туранги имеют большое значение, поэтому и птиц тут много. Правда, их гораздо больше в гнездовой период, а в августе многие откочёвывают ближе к реке.

Первым нас встречал белокрылый дятел. Это практически копия нашего большого пестрого дятла, отличается только количеством белого цвета на маховых перьях крыла. В России этот вид не встречается. Удалось найти и бухарскую синицу. В разных систематиках она является или отдельным видом, или подвидом большой синицы, но, в отличие от последней, не имеет с своем оперении желтых и зеленых тонов. По факту она черно-белая и похожа больше на серую синицу.

В тугайной роще мы искали бурого голубя, но не нашли. А нашли его рядом - в поселке, где стайка этих птиц, видимо, кормилась на полях. Бурый голубь - еще один очень интересный вид. Больше всего похож на клинтуха, в полевых условиях отличается от него в первую очередь светлым кольцом вокруг глаз. Еще одним лайфером, которого я встретил в поселке, была черная ворона. Я долго гонялся за ней, чтобы получить хорошую фотографию, чем вызвал недоумение у Андрея. А все дело в том, что черная ворона обычна на Алтае и восточнее, а вот в Европейской России она не встречается. Это ближайшией родственник нашей серой вороны, и их ареалы практически не пересекаются. И там, где серая ворона - редкость, черная - обычна, и наоборот. Дальше черные вороны попадались нам ежедневно и были самой массовой птицей.

После турангово-саксаульной полупустыни мы отправились в настоящую пустыню - в Каншенгель. Вся жизнь там сконцентрирована вокруг редких оазисов с водой. А еще в Каншенгеле одно из лучших мест для съемки чернобрюхих рябков. Мы планировали заночевать в палатках на берегу у одного из источников в надежде с утра, как из засидки, поснимать рябков и других птиц. Но нашему плану не суждено было осуществиться, так как пришла настоящая песчаная буря, которая сменилась грозой с проливным дождем. Мы ретировались в ближайший мотель рядом с Каншенгелем, который оказался настолько ужасным, что пришлось спать в спальниках. Но выбора у нас уже не было.
3 день

Всю ночь на улице бушевал ураган, а утром мы обнаружили несколько птиц, залетевших на первый этаж мотеля, в котором мы ночевали. Там была столовая. Некоторые птицы были без сил. Видно, что ураган застиг их во время ночного пролета, а так как кругом была пустыня, то им ничего не оставалось, как искать спасения у человека. Птицы бились об окна, пытаясь вылететь. Мы их поймали и выпустили. Среди бедняжек была и садовая камышовка - мой лайфер. Пользуясь моментом, устроил ей фотосессию.

Дальше мы поехали в пустыню, к источникам. Хорошо, что из-за сильного ветра пустыня быстро сохнет, и дороги по пескам быстро приходят в рабочее состояние. Нам нужно было найти и снять чернобрюхих рябков и садж. На первом источнике, который имел густую растительность, было много разной воробьиной мелочи и куликов. Видно, их тоже прибило ураганом. Но виды были самые обычные. На втором и третьем источниках растительности не было, поэтому и птиц было меньше. Рябков и садж было много, но подпускать к себе они отказывались. Мы даже некоторое время посидели в машине на берегу одного источника, но птицы так и не подошли. Все же для хорошего кадра нужно ночевать в палатке и снимать из нее. Среди множества воронов мы разглядели пару буроголовых пустынных воронов. Плюс еще один лайфер.

Закончив с пустынным участком, мы поехали в сторону озера Сорбулак. По дороге заскочили на речку Курты в окрестностях одноименного поселка. Там в береговых обрывах селятся филины и черные аисты. На реке было много куликов, но ничего экзотичного. Черный аист был на месте, а филина мы не высмотрели. И не удивительно, птица в дневное время неактивная и отлично прячется среди скал.

Уже ближе к вечеру подъехали к озеру Сорбулак. Времени оставалось мало, и мы заскочили только на участок, где гнездятся савки. Савки, малые бакланы, круглоносые плавунчики были на месте. Мы сделали несколько дежурных кадров, так как света уже не было, и поехали ставить палатки на берегу озера.

Двигались мы по грунтовой дороге вдоль южного берега озера, поднимая с воды сотни птиц. Кого здесь только не было. Мы ехали в предвкушении завтрашнего дня и гадали, какие встречи нас ожидают.
4 день.

Накануне вечером мы решили разбить палатки прямо на берегу озера в надежде, что к ним подойдут птицы и мы сможем поснимать, как из засидки. Свои палатки мы поставили на расстоянии примерно метров 100 друг от друга. От входа моей палатки до воды было примерно полтора метра. У меня тент ярко-желтый, поэтому сверху я накинул масксеть. В три утра прозвенел будильник, и я выглянул наружу. Прямо напротив меня, в двух метрах, паслись ходулочники, фифи, кулики-воробьи, белохвостые песочники, перевозчик и мородунка. Следующие два часа я посвятил съемке этих куликов, и в первую очередь мородунки, так как это был мой лайфер. Помимо куликов в кадр попали желтоголовая трясогузка, большой баклан, речная крачка. На приличном удалении от палатки плавали стаи уток и лысух.
Закончив со съемкой куликов, мы собрались на завтрак в лесопосадке прямо у озера. Мимо пролетел бурый голубь, с которым мы уже познакомились ранее, но который был нетипичен для этих мест. После завтрака прокатились вдоль озера. Птиц было очень много, что неудивительно, ведь озеро Сорбулак - лидер по количеству видов в Казахстане, особенно на зимовке и пролете. Из интересного нам попались большие кроншнепы, кудрявые пеликаны, большие веретенники, белохвостый орлан. Основную массу составляли все же огари, кряквы, большие бакланы.

Дальше наш путь лежал через Алматы в горы Тянь-Шаня, на Большое Алматинское озеро, где нам предстояло провести три ночи в палатках.
5 день.

Если вы помните, наша поездка проходила в августе. Казалось бы, август, лето, Казахстан. Должно быть жарко. Надо сказать, что мы в течение всего тура не страдали от жары. А на БАО (Большое Алматинское озеро) пришлось даже померзнуть. Накануне нашего приезда выпал снег. Для бердвотчинга это хорошо, так как при ухудшении погоды птицы из более высоких поясов спускают ниже.

БАО располагается на высоте примерно 2500 метров над уровнем моря и всего в 20 км от Алматы. До озера ведет асфальтированная дорога, и добраться на машине туда не проблема. Но вся транспортная доступность нивелируется бардаком в организации охранного объекта. У БАО сразу несколько охранных режимов: оно находится на границе с Кыргызстаном в пограничной зоне и охраняется пограничниками, также это ООПТ, которая охраняется сотрудниками Национального парка, а сам водоем питает пресной водой Алматы, имеет особый водоохранный статус и охраняется наемными работниками. Каждый из этих органов в праве сам устанавливать и менять правила посещения озера. Из-за этого там такой бардак, что даже охранники, с которыми мы познакомились, сами до конца не знали, куда можно ходить, а куда нельзя.

Было забавно, когда мы первый раз поднялись на озеро из Алматы. В этот день на озере не было других машин. К нам подходили охранники плотины и спрашивали, как мы сюда попали на машине. Оказывается, что заезд на транспорте на озеро был уже долгое время закрыт и все люди поднимались пешком, а мы попали в момент, когда проезд открыли, но никому об этом не сообщили. Нам просто повезло.

Потом нам нужно было поставить палатку, но разобраться, где ее можно ставить, а где нельзя, было невозможно. Работники лавинной станции показали на опушку под тянь-шаньскими елями и сказали, что там палатки ставят. Мы разбили лагерь, и после этого к нам каждый день подходили представители всех возможных ведомств - от начальника охраны плотины до пограничников - и интересовались, на каком основании мы поставили здесь палатку. Мы в ответ интересовались: "а что, здесь нельзя ставить?", они чесали затылок и уходили. Иногда для видимости порядка проверяли документы. В итоге наш лагерь простоял на этой поляне больше недели. Местные к нему привыкли, и когда уходили на пересменку, говорили сменяющим, что мы "свои" и чтобы нас не трогали. А когда приехали участники тура со своими палатками, к ним сразу отправились ребята с целью прогнать их, но мы решили вопрос, сказав, что они с нами. В общем, бардак одним словом. Большой ошибкой было говорить, что мы бердвотчеры и приехали смотреть и изучать птиц. В таком случае у нас начинали требовать разрешение на проведение научных работ или съемок.

Но все проблемы бытового характера с лихвой компенсировались разнообразием орнитофауны. БАО может похвастаться большим набором горных и высокогорных видов, которых не встретить в России. У нас было всего два дня на изучение местных птиц, и первый мы решили посвятить местной звезде - кулику серпоклюву. Серпоклюв - это один из немногих видов куликов, гнездящихся высоко в горах. На БАО стабильно обитает как минимум одна пара. Летом лучшего места для поиска серпоклюва не найти.

Нам удалось найти одного серпоклюва в верховьях озера. По дороге мы изучали можжевеловые леса, или, как тут их называют, арчовники, и еловники. Нашли целую стайку расписных синиц, черногорлых завирушек. Было много кедровок, пеночек тусклых и индийских, седоголовых щеглов, арчовых дубоносов. Удалось найти, но не получилось снять в первый день джунгарскую гаичку и тянь-шаньскую московку. Список лайферов просто зашкаливал. Были и более обычные виды: большая горлица, черная ворона, лесные коньки, серая мухоловка и другие. Долго в этот вечер искали и все-таки нашли арчовую чечевицу, но фотография получилась крайне плохая. Возле нашего лагеря жили и развлекали нас горностай и красная пищуха. Фотографии зверей в самом конце отчета.
6 день.

БАО уникально тем, что здесь на довольно небольшом участке можно снять птиц разных высотных поясов. На самом озере жили птицы, которых можно условно отнести к горным, а если подняться чуть выше - к Космостанции, там уже можно встретить высокогорные виды. Туда мы и отправились на следующий день. Попасть на Космостанцию можно, только миновав пограничное КПП. Нас пропустили, но машину заставили оставить. От КПП до Космостанции ведет хорошая асфальтированная дорога, минут 10, и вы уже наверху. А вот пешком это совсем другая история. 6 км дороги, 600 метров набор высоты. Нужно было подняться с отметки 2700 метров до 3300. По дороге птиц было немного. Первыми нам попались корольковые вьюрки, потом стайка молодых горных коньков, черные вороны, луговые чеканы. Возле самой космостанции попались первые лайферы - несколько скальных овсянок.

Космостанция находится на перевале и с нее открывается шикарный вид на суровые скалы. Мы знали, что в этих скалах обитают гималайские улары, которые были главной целью похода. В горах слышимость великолепная. Мы могли отчетливо слышать, как на расстоянии в сотни метров кто-то роется в камнях, переговаривается, перелетает, но рассмотреть уларов так и не смоги. Я даже сфотографировал подробно все открытые скалы с целью уже дома найти на них птиц, но нашел только одинокого сибирского горного козла. Позже, на обратном пути, уже в сумерках над нами пролетела пара гималайских уларов, но лайфер не был учтен, так как мне мало было их увидеть, нужно было еще и сфотографировать. Из интересного сняли еще пестрого каменного дрозда. Зато обнаружили, что с перевала открываются самые красивые виды Казахстана, а мне, поверьте, есть с чем сравнивать.
7 день

В последний день мы должны были после завтрака покинуть Тянь-Шань и спуститься в Алматы. Но до завтрака у нас было время, и мы побежали в уже ставший родным лес, целиком состоящий из тянь-шаньской ели. И не прогадали. Даже в последнее утро были лайферы. Мы все-таки сняли тянь-шаньскую московку и джунгарскую гаичку. Поснимали и других уже знакомых птиц. Ребята искали седоголовоую горихвостку, но не нашли, потом уже дома я обнаружил у себя в фотографиях ее слетка. Вообще слетков и молодых птиц было много в августе, что очень сильно упрощало съемку, так как молодые птицы менее пугливы. Не удалось в тот раз снять синюю птицу, которая обычна в тех местах. Я ее даже видел пару раз до начала тура и не снял, так как думал, что сниму позже.
Звери

За рамками моего отчета о птицах остались другие интересные встречи с млекопитающими и пресмыкающимися, остались за рамками рассказы о природе, о лесах, горах, пустынях, озерах, о невероятном количестве грибов в горах Тянь-Шаня, о цветущих зарослях тамариска, о детях, купающих своих лошадей в высокогорном озере, сидя на них верхом, о попытке найти гостиницу в полностью не говорящем на русском языке поселке, о ремонте машины уйгурами прямо на границе с Китаем, и так далее. Все эти истории заслуживают отдельных статей. Приключений было много. Поэтому в виде бонуса некоторые интересные "не птичьи" встречи, а чуть ниже - некоторые пейзажи Казахстана.
Итог

Подводя итог всему вышесказанному, хочу сказать, что Казахстан превзошел все наши ожидания. Это было настоящее путешествие в сказку, в экзотический мир. Мы расширили не только свою фотоколлекцию птиц, но и свои знания о природе Средней Азии, получили новый опыт. Тянь-Шань, Алматы, река Или, туранга, саксаул - все эти знакомые с детства, но казавшиеся такими далекими названия обрели для нас жизнь и пополнили коллекцию впечатлений. Мы обязательно вернемся в Казахстан, и не раз, ведь у нас стало много общего с этим таким далеким, но теперь уже близким регионом.
Бердвотчинг в Дагестане 2024
07-12 мая 2024
35.000 р.
60.000 р.
р.
6 дней, 5 основных биотопов, около 200 видов птиц, из которых больше 100 мы сфотографируем. Живем в гостевых домах, катаемся на внедорожнике.